Институт всеобщей истории РАН (Москва)
Папский Григорианский университет (Рим)
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Российская христианская гуманитарная академия (СПб)
Институт философии, теологии и истории святого Фомы
Московская Православная духовная академия (Сергиев Посад)
Академия «Игнатианум» (Краков)
Университет Валле д'Аоста (Италия)

Международный научный исследовательский проект
«Религиозное образование в России и Европе в XVI–XXI веках»

Настоящий исследовательский проект направлен на масштабное компаративистское изучение истории религиозного образования в России и Европе и Новое и Новейшее время. Преподавание истории и культуры мировых религий в школах и ВУЗах является важным фактором воспитания гражданственности, а также взаимоуважения представителей разных народов и религий. В этой связи представляет особую ценность исследование традиций христианского образования на Востоке и Западе, что служит решению и еще одной важной задачи – раскрытию интеллектуального потенциала христианства. Решение этой задачи представляется принципиально важным в контексте современных попыток построения новой образовательной модели через возвращение к процессу формирования целостного знания о мире.

Общими задачами проекта являются:

·         дать наиболее полную и конкретную информацию о различных моделях образования, их эволюции и сменяемости на протяжении всего периода Нового и Новейшего времени на территории Европы и России;

·         провести сравнительный анализ различных моделей образования, оценив положительные и отрицательные результаты тех или иных методик и моделей;

·         облегчить понимание ценностных систем и этических практик и особенностей их формирования в различных религиозных традициях;

·         определить основные тенденции в исторической взаимообусловленности развития науки и образования;

·         рассмотреть проблемы влияния конфессиональных особенности западного и восточного христианства на генезис системы религиозного образования в странах византийско-православного и западнохристианского кругов европейской цивилизации;

·         исследовать связи протестантской и католической конфессионализации с генезисом современной секулярной системы образования и дисциплинаризацией западных обществ в Новое время;

·         описать различные модели государственной политики в сфере религиозного образования Нового и Новейшего времени;

·         выявить значение религиозного образования для формирования культурной и национальной идентичности народов России и Европы;

·         дать характеристику педагогическим принципам религиозного образования.

Высокий уровень обсуждения заявленных проблем обеспечен за счет привлечения ведущих специалистов по соответствующей проблематике как из России, так и из ведущих университетов Европы.

К настоящему времени прошли семь конференций, которые были посвящены истории религиозного образования в России и Европе в XVI в. (Рим, 2009), XVII в. (Санкт-Петербург, 2010), XVIII в. (Краков, 2011), на рубеже XVIII–XIX вв. (Москва, 2008), в XIX в. (Смоленск, 2012), в конце XIX – начале ХХ в. (Рим, 2013), в ХХ в. (Рига, 2015).

По итогам этих конференций были подготовлены сборники статей.

Международная научная конференция «Религиозное образование в эпоху перемен в последней четверти ХХ – начале XXI века» запланирована на 2-3 ноября 2016 г. В рамках этой конференции предполагается рассмотреть современные тенденции в религиозном образовании; влияние и применение новых информационных технологий в системах религиозного образования. Также представляется необходимым рассмотрение вопроса о понимании свободы религиозного образования в контексте преобладающей государственной (светской) модели образования и о формах и методах борьбы за право на религиозное образование. Возможным представляется постановка вопроса о религиозном образовании в рамках дискуссии о "постсекулярной культуре". Планируется широкое участие в обсуждении проблем религиозного образования учителей начальной и средней школы. В результате работы конференции планируется выработка практических рекомендаций по моделям религиозного образования для России, государств постсоветского пространства, а также для ряда западноевропейских стран. По итогам конференции планируется издание сборника материалов о современных системах религиозного образования в Западной Европе.

 

В качестве заключительной части проекта предполагается составление фундаментальной коллективной монографии по сравнительному анализу истории развития моделей религиозного образования в европейских странах и России. Структура коллективной монографии разработана в Центре истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН.

Эта монография будет востребована как государственными образовательными инстанциями, так и христианскими образовательными учреждениями и широкой общественностью.  

Научные руководители проекта:

Проф. Токарева Евгения Сергеевна, доктор исторических наук, руководитель Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», профессор

Проф. Инглот Марек SJ, профессор, факультет Папский Грегорианский Университет

Члены научно-организационного совета:

Ларионов Алексей Александрович (о. Родион), к.и.н., Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Россия, Москва)

Уваров Павел Юрьевич, член-корреспондент РАН, Институт всеобщей истории РАН, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»  (Россия, Москва)

Беглов Алексей Львович, к.и.н., Институт всеобщей истории РАН, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»  (Россия, Москва)

Белякова Надежда Алексеевна, к.и.н., Институт всеобщей истории РАН, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»  (Россия, Москва)

Белякова Елена Владимировна, к.и.н., Институт российской истории РАН (Россия, Москва)

Серегина Анна Юрьевна, к.и.н., Институт всеобщей истории РАН (Россия, Москва)

Корзо Маргарита Анатольевна, к.и.н., Институт философии РАН (Россия, Москва)

Сухова Наталья Юрьевна, д.и.н., Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»  (Россия, Москва)

Маурицио Пизери, профессор Университета Валле д'Аоста (Италия)

Негруццо Симона, проф. Католический университет «Sacro Cuore», (Италия, Болонья)

Шмонин Дмитрий Викторовичпроф. доктор философских наук, Российская христианская гуманитарная академия (Россия, Санкт-Петербург)

Пасербек Вит, проф.  SJ, ректор Высшей школы философии и педагогики «Игнатиум» (Польша, Краков)